III. Технология разработки рабочей программы. 3.1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу на один учебный год. 3.2. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения. IV. Структура рабочей программы. 4.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы: • титульный лист (название программы); • пояснительная записка; • содержание учебного предмета, курса; • характеристика классов; • тематический план; • требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе ; • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в условиях внедрения ФГОС ООО; • перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; • список литературы (основной и дополнительной); • тематическое (или поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (обязательное ежегодное приложение к рабочей программе); • тексты контрольных работ по проверке исходного (сентябрь), промежуточного (декабрь) и итогового (май) уровней знаний; • содержание обязательного минимума знаний по ведущим темам курса по одному на каждую четверть; • карта контроля обязательного минимума знаний. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий первоначальные сведения о программе. Пояснительная записка раскрывает общую концепцию рабочей программы по предмету. В ней конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета в данном классе. В пояснительной записке могут быть отражены следующие сведения: • нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа (ФГОС, ФГУП, учебный план школы и др.); • сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа (Примерная программа по предмету, рабочая программа авторов-разработчиков с указанием выходных данных); • цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, образовательного учреждения; • определение места и роли учебного курса в учебном плане образовательного учреждения; • общая характеристика учебного предмета, учет требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными образовательными стандартами; • информация о внесённых изменениях в Примерную программу или программу авторов-разработчиков и их обоснование; • информация об используемом УМК (особенности его содержания и структуры); • информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе о количестве обязательных часов для проведения лабораторно–практических, повторительно–обобщающих, контрольных уроков, а также при необходимости – часов на экскурсии, проекты, исследования и др.; • информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и т.п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету; • виды и формы промежуточного, итогового контроля (согласно уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения); • планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой школы, а также требованиями ГИА и ЕГЭ. Тематический план – перечень изучаемых в курсе тем с указанием количества часов, отведённых на изучение каждой темы. Содержание программы раскрывается через краткое описание разделов/тем с указанием общего количества часов по каждому разделу. Указывается наименование раздела (темы) и описывается содержание учебного материала (основные дидактические единицы), даётся перечень контрольных мероприятий (контрольных, зачетов и др.), темы лабораторных, практических работ, демонстраций и используемого оборудования. Возможное дополнение: требования к уровню усвоения материала по конкретной теме (разделу). Указываются планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. Содержание рабочей программы может полностью соответствовать содержанию Примерной (типовой) программы Министерства образования и науки РФ или программы, предложенной авторами УМК (в данном случае дается ссылка на используемую без изменений программу или прилагается ее текст). Тематическое (поурочное) планирование является приложением к рабочей программе и разрабатывается учителем на каждый учебный год. В тематическом планировании должно быть определено: • количество часов, отведенное на изучение курса, тем (разделов); темы уроков; • основные виды учебной деятельности; • проведение практических/лабораторных работ (при их наличии в учебном плане); • виды, формы контроля (контрольных работ, зачетов и др., в т.ч. в формате требований ГИА и ЕГЭ). Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся определяются применительно к различным формам контроля знаний: устному опросу, решению количественных и качественных задач, лабораторной работе, практической работе, тестированию, контрольной работе, комплексному анализу текста, выразительному чтению художественных произведений наизусть, творческой работе (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект и т. д.), зачету, экзамену. Перечень учебно-методического обеспечения - структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал. Список литературы - структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. V. Оформление рабочей программы. 5.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Учебный план прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя школы. 5.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения. 5.3. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы. 5.4. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса). 5.5. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности